umelez.ru
Забытые рецепты мастеров
 
ЗАМАЗКИ, КЛЕИ
Жидкие клеи
Замазки
Замазки для дерева
Казеиновые замазки
Каучуковые и гуттаперчевые замазки
Клеи
Клеи для кожи
Столярный клей
ЛАКИ, ПОЛИТУРЫ, КРАСКИ
Асфальтовые лаки
Бензиновые и бензоловые лаки
Водные лаки
Казеиновые краски, лаки и политура
Канифольные лаки
Каучуковые лаки
Лаки для фотографических целей
Масляные лаки
Матовые лаки
Политуры
Разные лаки, краски
Скипидарные лаки
Спиртовые лаки
Целлулоидные лаки (цапонлаки)
Эмалевые краски
Эфиры
ОЛИФЫ, СИККАТИВЫ
Виды олиф
Сиккативы
разное
разное
Таблицы
СМАЗОЧНЫЕ, КОЛЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Виды масел, мазей
Графитные смазочные материалы
Изготовление мазей горячим способом
Консистентные смазки
Производство колесных мазей
СОСТАВЫ ДЛЯ КОЖИ И ОБУВИ
Смешанные (комбинированные) кремы
Аппретура для кожи
Аппретура для жесткой кожи и кожевенных товаров
Ваксы
Водные (омыленные ) кремы
Кремы для обуви
Лаки, протравы и другие средства
Скипидарные кремы
Составы для чернения кож
СОСТАВЫ ДЛЯ ЧИСТКИ И ПОЛИРОВКИ
Полировка Ме, стекла, мебели
Чистка Ме, ванн, мрамора
Наши партнеры:
 
Общие указания по приготовлению
Масляные лаки, как было сказано выше, представляют собой растворы смол в высыхающих маслах.

Так как растворы смол в масле большей частью очень густы и их трудно наносить кистью на окрашиваемую поверхность, то почти всегда к ним прибавляют какой-либо летучий растворитель, как, например, скипидар, бензин и пр. Меняя соотношения между маслом и смолой, можно получить лаки, обладающие различной твердостью, блеском и прочностью. Правильно приготовленный лак должен при смешивании с льняным маслом или олифой оставаться совершенно прозрачным и при стоянии не выделять осадка.

При изготовлении этих лаков применяются преимущественно самые твердые смолы (копалы, янтарь, сандарак, обработанная канифоль). Для полного растворения смол в маслах необходимо предварительно удалить из смол часть летучих веществ, присутствие которых иногда служит причиной нерастворимости их в маслах. Эта операция, которую на практике неправильно называют «плавкой», заключается в сущности в частичной сухой перегонке смол.

Такую перегонку нужно производить путем нагревания смол в чистых эмалированных котлах, которые необходимо после каждой плавки тщательно промывать скипидаром. Котел должен быть снабжен крышкой и трубкой для отвода продуктов сухой перегонки: газов, водяных паров, кислот, эфирных масел и других летучих веществ. Нагревание некоторых смол иногда приходится проводить при температуре выше 360°. Особое внимание «плавке» нужно уделять во время изготовления копаловых лаков, так как при недостаточной отгонке летучих продуктов из копаловой смолы прибавление льняного масла и других разжижающих веществ вызывает образование сгустков или комков, недопустимых при получении лаков. Для устранения этого явления можно использовать канифоль, но прибавление ее в большом количестве ухудшает качество лака.

Следует указать, что «плавку» копала нужно производить по сортам, разбивая их на равные куски от 0,5 до 2 см в зависимости от твердости смолы, причем более твердые сорта копала раздробляют на более мелкие куски. Измельченный копал должен быть обязательно отсеян от мелкой пыли. Так как каждая партия копала отличается по своим свойствам, то необходимо предварительно осуществить пробную «плавку» для определения температуры, при которой копал правильно соединяется с маслом.

После «плавки» приступают к растворению смол в масле. Процесс растворения также требует чрезвычайно внимательного отношения и четкой работы.

Высыхающие масла надо прибавлять к расплавленным смолам небольшими порциями, причем температура масла должна быть приблизительно равной температуре расплавленных смол.

Нужно заметить, что льняное масло, служащее для приготовления лака, должно быть совершенно чистым и хорошо отстоявшимся. Поэтому нужно предварительно тщательно убедиться, что масло не содержит суррогатов и хорошо отстоялось. Часто применяют также сгущенное льняное масло, которое приготовляют продожительным нагреванием обычного масла до высокой температуры (до 370°). Добавление небольшой порции масла должно сопровождаться тщательным и сильным перемешиванием, после чего берут пробу на стеклянную пластинку и исследуют прозрачность раствора. Если проба не обнаружит помутнения или светлых, отличных от общей массы раствора полос и даст картину полного соединения масла со смолой, то процесс растворения можно продолжать дальнейшим добавлением очередной небольшой порции высыхающего масла с соблюдением всех указанных процедур. Затем снова берут пробу, снова исследуют и поступают описанным способом до полного растворения всего остатка высыхающего масла. Если же в какой-либо стадии процесса проба окажется мутной, добавление новой порции масла приостанавливают до тех пор, пока новая проба точно не покажет на п о л н о е соединение масла со смолой. Нелишне добавить, что, хотя некоторые смолы прекрасно растворяются в горячем масле, все же, если при растворении добавлять масло не вовремя и неправильно, смолы не растворяются даже при сильном нагревании.

Когда процесс растворения смол в масле будет закончен, а самая смесь окажется полностью прозрачной, ее переливают в сосуд для охлаждения, или котел снимают с огня и переносят в другое помещение, где выполняют дальнейшую работу. Прибавление веществ, ускоряющих сушку (сиккативов), производится различно: иногда к маслу заранее прибавляют сиккативы, иногда добавляют их к уже готовому продукту; обычно же прибавление производят после того, как введено все масло и произошло его полное соединение со смолой. Минеральные сиккативы (пиролюзит, глет, сурик, известь) прибавляют в хорошо растертом виде при температуре 230-250, линолеаты и резинаты — при температуре 200°. Сиккативы должны быть совершенно сухими и не содержать влаги, так как в противном случае, при попадании влаги в горячий лак, масса из котла может вылиться. После прибавления сиккативов дают лаку немного остыть и добавляют и качестве разжижающего вещества какой-либо растворитель. Если применяют скипидар, то его прибавляют при температуре 160-170'. Вообще температура, при которой добавляется растворитель, должна быть несколько ниже температуры кипения растворителя. В помещении, где происходит прибавление растворителя, не должно быть огня. Количество растворителя зависит от вида смолы, количество масла — от вида растворителя, и т.д. Когда лак приготовлен, его процеживают сквозь сито для отделения от сора, угля, грязи и др. посторонних примесей. Разжижающим веществом дял маслых лаков служит большей частью скипидар, который в то же время способствует ускорению процесса высыхания масла.

В масляном лаке растворитель не улетучивается, а благодаря целому ряду химических превращений образует с растворенными смолами прочный и стойкий к атмосферным влияниям слой. Для осветления некоторых сортов масляных лаков необходимо давать им отстояться в течение некоторого времени. В целях сокращения продолжительности отстаивания пользуются фильтрпрессами.

Масляные лаки обыкновенно делят на три сорта в зависимости от количества входящихв их состав масел: жирные, средние и тощие. К жирным относятся лаки, в которых весовое количество льняного масла превышает вес расплавленной смолы. У тощих лаков вес смолы превышает вес масла. Средние лаки являются промежуточными между жирными и тощими.

Время сушки лака имеет существенное значение. В процессе сушки лака различают три периода:

1. Лак «затягивается», но еще липок.
2. Лак «сух для пыли», т.е. поверхность настолько высохла, что пыль к ней не пристает.
3. Лак «вполне высох», когда при пробе слоя ногтем не получается отпечатка.
Ниже приведены рецепты и способы изготовления разных масляных лаков.