Эти краски применяются как для наружных, так и для внутренних работ. Перед работой краску размешивают водой, дают казеину разбухнуть при обычной или немного повышенной температуре; затем при дальнейшем прибавлении воды казеин распускается, после чего краска готова к употреблению как клеевая или известковая и пригодна для покраски каменных строений, оштукатуренных поверхностей, дерева, полотна, холста и т.д.
Раствор казеиновой краски нельзя оставлять на ночь, так как он становится не годным к работе, вследствие чего рекомендуется краску разводить небольшими порциями. Под казеиновую краску можно осуществлять грунтовку раствором, как и под клеевую, или очень слабым раствором казеина. В большинстве случаев обходятся без всякой грунтовки. Казеиновые краски быстро сохнут, дают приятные кодеры и равномерный матовый слой. После высыхания красочного покрова казеин теряет свойство растворяться в воде, поэтому вода не может вымыть его из красочной пленки.
Главная составная масса сухих казеиновых красок — мел, каолин, известь, гипс и тальк. Для придания соответствующего оттенка к главной составной массе примешиваются различные красящие вещества. Эти краски могут быть как минеральные, так и органические (анилиновые). Для светлыхтонов количество последних составляет ничтожный процент от общего веса смеси. Краски должны быть устойчивы по отношению к щелочам и извести. Некоторые краски при действии на них щелочей изменяют свой цвет. Так, например, хромовая зеленая, смешанная с берлинской лазурью и хромовой желтой, неприменима. По возможности нужно пользоваться чистыми красками.
Что же касается казеина, то его можно применять как собственного приго товления, так и продажный технический.
При изготовлении сухих казеиновых красок, которые при замешивании с водой дают готовую к употреблению краску, нужно прежде всего правильно подобрать количество казеина. Он должен связать минеральную основную мас су, а также красящие вещества, придающие соответствующий оттенок. При недостаточном количестве казеина краска будет непрочна, легко сдираться рукой, выцветать и не выдерживать действия осадков. При излишке казеина окрашенная поверхность легко может дать полосы и, кроме того, также легко отделиться от окрашенной поверхности. Количество казеина зависит также от применяемой минеральной краски. Жженные земляные краски требуют больше казеина, чем, например, охра и иные необожженные краски. Обыкновенно количество казеина колеблется в пределах от 10 до 20% от веса смеси.
Существенное значение имеет тщательное перемешивание всех составных частей, так как при несоблюдении этого условия может оказаться, что в одной части смеси будет избыток казеина, а в другой недостаток, вследствие чего, как сказано выше, качество краски может ухудшиться.
Рецепты главной составной массы таковы:
Казеина.............................. 10 кг
Едкой извести.......................... 10
Мела плавленного...................... 80
Буры................................100 г
Количество ультрамарина (лишь для белой краски) —от 200 до 250 г.
Казеина.............................. 10 кг
Едкой извести........................от 7 до 9
Каолина.............................. 40
Мела плавленного...................... 60
В зависимости от желаемого оттенка количество минеральной краски — от 1 до 4 кг.
Все составные части должны быть измельчены в тонкий порошок, что облегчает быстрое и тщательное перемешивание. Едкую известь [гашеную известь — Са(ОН)2] получают в виде тонкого белого порошка обливанием водой кусков чистой жженой извести (предпочтительно из мраморной извести) приблизительно в количестве 1/3 веса извести. Температура воды должна быть от 16 до 18°. Гашение извести лучше всего производить в каменной или керамиковой посуде. Полученную гашеную известь сохраняют в плотно закрывающихся сосудах или, если возможно, тотчас же используют. Что же касается прибавления различных минеральных красок к общей массе, составленной по вышеизложенному рецепту, то производится оно заранее или перед применением краски.
Краски употребляются следующих сортов:
Красные: болюс, жженая сиенна, мумия железная.
Желтые: охра, сиенская земля (тер-де-сиена), неаполитанская желтая.
Зеленые: зеленая земля, ультрамарин зеленый.
Черные: франкфуртская чернь, парижская чернь, костяной уголь.
Сини е: ультрамарин синий, известковая синяя, медная лазурь.
Для составных цветов:
О л и в к о в о г о: 49 вес. ч. мела, 25 вес. ч. охры, 6 вес. ч. франкфуртской черни.
Серого: 60 вес. ч. мела, 18 вес. ч. франкфуртской черни, 2 вес. ч. ультрамарина синего.
Розового: 60 вес. ч. мела, 20 пес. ч. жженой сиенны. Л и л о в о г о: 55 вес. ч. мела, 10 вес. ч. красной бели, 15 вес. ч. ультрамарина синего.
Если прибавление красок происходит непосредственно на производстве, нужно уменьшить количество плавленного мела. Например, в случае применения охры главную массу следует составлять так:
Казеина.............................. 10 кг
Едкой извести......................... 10
Плавленного мела...................... 40
Охры................................ 40
Буры............................... 100 г
Смесь дожна быть совершенно однообразной, в чем необходимо убедиться перед выпуском товара несколькими пробными покрасками. Тотчас же после приготовления этой смеси порошок запаковывают в деревянные ящики, выложенные бумагой, заколачивают, и в таком виде порошок в сухом месте может сохраняться долгое время, не изменяя своих качеств. Приготовление красок очень просто, не требует большого навыка и потому хороших результатов достигнуть весьма легко. По цене казеиновые краски весьма доступны.
|