К этим лакам относятся растворы смол в спирте либо в смеси других растворителей, преобладающей частью которых является спирт. Лаки, приготовленные только на спирте, дают ломкую пленку. Для уменьшения их ломкости и хрупкости к спиртовым лакам прибавляют терпентин, смолу элеми, льняную кислоту, камфару, камфарное масло, касторовое масло и другие различные мягкие смолы. Большой избыток этих примесей вреден, так как лак будет плохо сохнуть.
Спиртовые лаки главным образом применяются для работ внутри, где нет резких колебаний температур и действия воды и сырости. Они идут преимущественно для полировки и лакировки дерева, металлов, бумаги, кожи, стекла, соломы (корзин, шляп), музыкальных инструментов и других целей.
В качестве смол для приготовления спиртовых лаков служат следующие: различные сорта природного шеллака, искусственный шеллак, разные растворимые искусственные смолы (бакелит, резинит, карболит и др.), сандарак, акаро-ид, мастике, гарпиус, галлипот, бензое, элеми и т.д.
Для того, чтобы спиртовым лак был тверже и крепче соединялся с металлической поверхностью, прибавляют иногда к лакам, предназначенным для лакировки металлических изделий, до одного процента борной кислоты.
Спиртовые лаки можно окрашивать в любой цвет растворяющимися в спирте анилиновыми красителями.
Растворение смол в спирте в небольших количествах производится в стеклянной посуде. В бутыль наливают соответствующее количество спирта, прибавляют смолу и взбалтывают до полного растворения. Для приготовления лаков используют спирт крепостью 90-95°, для политур — 85-95°.
Для растнорснии больших количеств смолы применяют дерснянную (бочки и кадки) а также металлическую эмалированную или луженую посуду . Смолу для растворения обрабатывают и котле спиртом (95"-ным денатуратом), который прилипают на 5-8 см выше уровня смолы.
Если лаки густы, смола прибавляется двумя порциями. При энергичном помешивании смола быстро растворяется. Если часть смолы сбивается в ком, то его необходимо разбить при помощи мешалки. Полезно до растворения смешать хорошо измельченные смолы с кварцевым или стеклянным порошком.
После растворения смолы прибавляют предварительно нагретые вещества, придающие смоле античность. Затем тщательно перемешивают и прикрывают котел; дают день отстояться, после чего раствор фильтруют через полотно.
Для растворения смол, не растворяющихся в одном спирте, прибавляют другие растворители, чаще всего древесный спирт, ацетон, амиловый спирт, амилацетат и т.д. Количество смолы в спиртовых лаках колеблется от 20 до 50% (в зависимости от цели применения лаков).
На практике обыкновенно держат готовые спиртовые растворы различных смол, и разнообразные сорта лаков получают путем смешивания разных готовых растворов с прибавлением соответствующих веществ. При таком способе отпадает необходимость в фильтровании, так как при продолжительном хранении смоляного раствора мутные части оседают на дно, вследствие чего представляется возможным пользоваться отстоявшимся прозрачным раствором.
Все смолы, применяющиеся для приготовления спиртовых лаков, подвергаются растворению в таком виде, в каком они имеются в продаже, за исключе- нием копала и янтаря, которые перед растворением в спирте подвергаются предварительной обработке. Копал нагревают в течение 2-3 часов при температуре 120-150° для удаления воды и эфирных масел. Нагретый копал растворяют в нагретом спирте с прибавлением небольшого количества канифоли. Большое количество канифоли ухудшает качество лака, так как замедляет его высыхание.
Янтарь обыкновенно раздробляют и расплавляют с небольшим количеством скипидара, после чего прибавляют растворитель. Все прочие смолы легко растворяются в спирте при слабом нагревании, а некоторые даже на холоду. Растворению хорошо способствует тщательное перемешивание.
О качестве лака судят по образуемому им покрову: хороший лак дает покров твердый, эластичный и блестящий. Лаки для кожи должны отличаться мягкостью и гибкостью; фотографические лаки должны обладать значительной твердостью и эластичностью. От металлических лаков требуют большой твердости. Твердые смолы (твердый копал, янтарь, шеллак) дают твердые, блестящие, но весьма ломкие лаки. Наименее прочные лаки получаются при растнорснии шеллака или копала в спирте. Их лаковые покровы легко лопаются. Вообще твердость связана с большой ломкостью. Для уменьшения хрупкости к таким лакам прибавляются указанные выше мягкие смолы, которые сообщают лакам гибкость. Иногда к концентрированным смоляным растворам добавляют немного касторового масла или копайского бальзама. В фотографические лаки для уменьшения ломкости прибавляют, кроме терпентинного и касторового масел еще и камфару. |