umelez.ru
Забытые рецепты мастеров
 
ЗАМАЗКИ, КЛЕИ
Жидкие клеи
Замазки
Замазки для дерева
Казеиновые замазки
Каучуковые и гуттаперчевые замазки
Клеи
Клеи для кожи
Столярный клей
ЛАКИ, ПОЛИТУРЫ, КРАСКИ
Асфальтовые лаки
Бензиновые и бензоловые лаки
Водные лаки
Казеиновые краски, лаки и политура
Канифольные лаки
Каучуковые лаки
Лаки для фотографических целей
Масляные лаки
Матовые лаки
Политуры
Разные лаки, краски
Скипидарные лаки
Спиртовые лаки
Целлулоидные лаки (цапонлаки)
Эмалевые краски
Эфиры
ОЛИФЫ, СИККАТИВЫ
Виды олиф
Сиккативы
разное
разное
Таблицы
СМАЗОЧНЫЕ, КОЛЕСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Виды масел, мазей
Графитные смазочные материалы
Изготовление мазей горячим способом
Консистентные смазки
Производство колесных мазей
СОСТАВЫ ДЛЯ КОЖИ И ОБУВИ
Смешанные (комбинированные) кремы
Аппретура для кожи
Аппретура для жесткой кожи и кожевенных товаров
Ваксы
Водные (омыленные ) кремы
Кремы для обуви
Лаки, протравы и другие средства
Скипидарные кремы
Составы для чернения кож
СОСТАВЫ ДЛЯ ЧИСТКИ И ПОЛИРОВКИ
Полировка Ме, стекла, мебели
Чистка Ме, ванн, мрамора
Наши партнеры:
 
Общие указания по приготовлению
К этим лакам относятся растворы смол в спирте либо в смеси других растворителей, преобладающей частью которых является спирт. Лаки, приготовленные только на спирте, дают ломкую пленку. Для уменьшения их ломкости и хрупкости к спиртовым лакам прибавляют терпентин, смолу элеми, льняную кислоту, камфару, камфарное масло, касторовое масло и другие различные мягкие смолы. Большой избыток этих примесей вреден, так как лак будет плохо сохнуть.

Спиртовые лаки главным образом применяются для работ внутри, где нет резких колебаний температур и действия воды и сырости. Они идут преимущественно для полировки и лакировки дерева, металлов, бумаги, кожи, стекла, соломы (корзин, шляп), музыкальных инструментов и других целей.

В качестве смол для приготовления спиртовых лаков служат следующие: различные сорта природного шеллака, искусственный шеллак, разные растворимые искусственные смолы (бакелит, резинит, карболит и др.), сандарак, акаро-ид, мастике, гарпиус, галлипот, бензое, элеми и т.д. Для того, чтобы спиртовым лак был тверже и крепче соединялся с металлической поверхностью, прибавляют иногда к лакам, предназначенным для лакировки металлических изделий, до одного процента борной кислоты.

Спиртовые лаки можно окрашивать в любой цвет растворяющимися в спирте анилиновыми красителями.

Растворение смол в спирте в небольших количествах производится в стеклянной посуде. В бутыль наливают соответствующее количество спирта, прибавляют смолу и взбалтывают до полного растворения. Для приготовления лаков используют спирт крепостью 90-95°, для политур — 85-95°.

Для растнорснии больших количеств смолы применяют дерснянную (бочки и кадки) а также металлическую эмалированную или луженую посуду . Смолу для растворения обрабатывают и котле спиртом (95"-ным денатуратом), который прилипают на 5-8 см выше уровня смолы. Если лаки густы, смола прибавляется двумя порциями. При энергичном помешивании смола быстро растворяется. Если часть смолы сбивается в ком, то его необходимо разбить при помощи мешалки. Полезно до растворения смешать хорошо измельченные смолы с кварцевым или стеклянным порошком.

После растворения смолы прибавляют предварительно нагретые вещества, придающие смоле античность. Затем тщательно перемешивают и прикрывают котел; дают день отстояться, после чего раствор фильтруют через полотно.

Для растворения смол, не растворяющихся в одном спирте, прибавляют другие растворители, чаще всего древесный спирт, ацетон, амиловый спирт, амилацетат и т.д. Количество смолы в спиртовых лаках колеблется от 20 до 50% (в зависимости от цели применения лаков).

На практике обыкновенно держат готовые спиртовые растворы различных смол, и разнообразные сорта лаков получают путем смешивания разных готовых растворов с прибавлением соответствующих веществ. При таком способе отпадает необходимость в фильтровании, так как при продолжительном хранении смоляного раствора мутные части оседают на дно, вследствие чего представляется возможным пользоваться отстоявшимся прозрачным раствором.

Все смолы, применяющиеся для приготовления спиртовых лаков, подвергаются растворению в таком виде, в каком они имеются в продаже, за исключе- нием копала и янтаря, которые перед растворением в спирте подвергаются предварительной обработке. Копал нагревают в течение 2-3 часов при температуре 120-150° для удаления воды и эфирных масел. Нагретый копал растворяют в нагретом спирте с прибавлением небольшого количества канифоли. Большое количество канифоли ухудшает качество лака, так как замедляет его высыхание.

Янтарь обыкновенно раздробляют и расплавляют с небольшим количеством скипидара, после чего прибавляют растворитель. Все прочие смолы легко растворяются в спирте при слабом нагревании, а некоторые даже на холоду. Растворению хорошо способствует тщательное перемешивание.

О качестве лака судят по образуемому им покрову: хороший лак дает покров твердый, эластичный и блестящий. Лаки для кожи должны отличаться мягкостью и гибкостью; фотографические лаки должны обладать значительной твердостью и эластичностью. От металлических лаков требуют большой твердости. Твердые смолы (твердый копал, янтарь, шеллак) дают твердые, блестящие, но весьма ломкие лаки. Наименее прочные лаки получаются при растнорснии шеллака или копала в спирте. Их лаковые покровы легко лопаются. Вообще твердость связана с большой ломкостью. Для уменьшения хрупкости к таким лакам прибавляются указанные выше мягкие смолы, которые сообщают лакам гибкость. Иногда к концентрированным смоляным растворам добавляют немного касторового масла или копайского бальзама. В фотографические лаки для уменьшения ломкости прибавляют, кроме терпентинного и касторового масел еще и камфару.