Назначение различных веществ, употребляемых для смазки машин, колес, осей и т.п., заключается в образовании между трущимися поверхностями сплошного слоя смазочного вещества, который играет двоякую роль: во-первых, сухое трение трущихся поверхностей заменяется во много раз меньшим внутренним трением смазываемого материала, во-вторых, смазывающее вещество предохраняет соприкасающиеся поверхности от заедания, слишком быстрого стирания и изнашивания.
Смазочное вещество должно по возможности дольше сохранять свои основные свойства, при нагревании от трения несильно изменять свою консистенцию, не должно содержать и образовывать кислот и сгущаться на воздухе подобно высыхающим маслам.
До развития нефтеперерабатывающей промышленности смазочными материалами служили различные растительные и животные жиры, главным образом деревянное, сурепное, смоляное, костяное и др. масла, а также ворвань. В настоящее время все эти материалы с успехом вытеснены нефтяными маслами или смесями минеральных масел с растительными.
Минеральные масла получаются при перегонке нефтяных остатков (мазута). Производство распадается на две стадии: на перегонку и химическую очистку. Перегонка мазута на смазочные масла производится в специальных горизонтальных котлах, обогреваемых нефтью. В котел поступает перегретый пар, который облегчает процесс перегонки. Пары поступают в холодильник, где и конденсируются; получающийся в результате перегонки сырой дистиллят требует очистки, которая должна производиться крайне тщательно и сводится к обработке серной кислотой и едким натром, причем каждый сорт масла требует отдельных приемов, вырабатываемых практикой. Очистка производится в специальных смесителях, выложенных свинцом, которые загружаются серной кислотой крепостью 66° по Бомэ, причем количество кислоты, колеблющееся обычно между двумя и пятью процентами от веса масла, берется в зависимости от сорта и вида последнего.
Серная кислотат подается в два приема, а само перемешивание продолжается от 30 минут до 1 часа, после чего смеси дают отстояться и через нижнее отверстие спускают кислый осадок. Далее масло перекачивают в резервуар для щелочной промывки, причем количество едкого натра берется приблизительно около 0,5%. Далее масло промывается водой и высушивается нагреванием в соответствующих сосудах.
Очистка нефтяных масел является довольно сложной операцией, требующей соответствующего навыка.
Испытание смазочных материалов сводится к определению клейкости, удельного веса, вязкости, температуры вспышки, а также испытания в специальных маслоиспытательных машинах.
Так как консистенция смазочных веществ меняется при изменении температуры, то состав каждого вещества должен быть различным в зависимости от времени года и климата.
|