Эти олифы обычно готовятся из льняного масла и отличаются от обыкновенных своей густотой. Применяется предпочтительно старое прогорклое льняное масло, которое при температуре 270-300° не сбивается в хлопья.
Нагревают сперва масло до температуры 130° и поддерживают эту температуру до тех пор, пока масло не перестанет пениться (пена указывает на присутствие воды в масле). Температуру затем постепенно повышают до 360-380°, пока масло не сгустится. Смотря по свойствам и количеству масла, а также по температуре нагревания, масло можно довести до надлежащей плотности в сравнительно непродолжительное время.
Олифа считается сваренной, когда взятая проба между пальцами даст масляную нить в 3,5-4 см. Можно судить о плотности также погружением ареометра в остывшее масло. Литографские олифы более густые, чем типографские. Более жидкие сорта олифы приготовляются в течение 10—17 часов. Иногда масло перед варкой подвергают очистке при помощи серной кислоты. Для этой цели масло нагревают до 100-120° для удаления воды, переливают в деревянный или освинцованный чан и прибавляют на каждые 100 кг масла 2 кг крепкой серной кислоты, хорошо размешивают и оставляют стоять 3-4 часа. Чистое масло сливают с осевшей на дне серной кислоты и промывают водой. Очищенное масло подвергают далее варке, как было указано выше. Готовые олифы пропускают в теплом состоянии через проволочное сито. Льняное масло значительно быстрее густеет, если через него пропускать холодный или нагретый воздух.
Типографские и литографские олифы варят без сиккативов. К типографской олифе прибавляют светлую канифоль, смоляное мыло, перегнанное смоляное масло, сырое льняное масло. Все эти примеси понижают качество олифы и применяются для удешевления продукта. Для тонких типографских работ применяется чистая олифа. Полезной примесью нужно считать смоляное мыло, которое облегчает смывание типографской краски со шрифта. Олифа должна быть настолько густой, чтобы приготовленная на ней краска не давала на бумаге сквозных жирных пятен. |